Яўген Прыгожын Евгений Пригожин Evgeny Prigozhin

Евгений Пригожин во время интервью в мае 2023 года. Скриншот видео

Медиагруппа «Патриот» была создана в октябре 2019 года. В нее вошли «Федеральное агентство новостей», «Народные новости», «Экономика сегодня», «Невские новости», «Политика сегодня» и несколько других изданий. Попечительский совет возглавил Евгений Пригожин. В мае 2023 года он перешел на должность заместителя.

Как отмечает РБК со ссылкой на слова генерального директора «Федерального агентства новостей» Евгения Зубарева, первые площадки будущего медиахолдинга появились еще в 2009 году, когда первые 20 комментаторов разместились в коттеджном поселке Северный Версаль. Именно тогда Евгений Пригожин завершал работы над комплексом, где работали блогеры. Первые комментаторы работали против Алексея Навального и других представителей оппозиции.

В 2011 году начали работать отдельные медиа. А в 2013 году стало известно о существовании на улице Савушкина в Санкт-Петербурге «Агентства интернет-исследований», оно же — «фабрика троллей», сотрудники которой писали провластные комментарии в соцсетях. В состав «фабрики» входили такие медиа, как «Федеральное агентство новостей» (ФАН) и «Невские новости».

В 2017 году, по оценкам РБК, тогда еще неформальный медиахолдинг стал самым крупным игроком в медиапространстве России. В том же самом году власти США из-за деятельности «фабрики троллей» обвинили Пригожина во вмешательстве в выборы и ввели в отношении бизнесмена санкции.

После основания в 2019 году холдинга в него официально вошло 11 медиа. Но, как отмечают аналитики, сама «фабрика троллей» включала около 400 компаний.

Как отмечал Зубарев, в 2022 году ресурсы медиагруппы посещали около 80 млн человек в день, в 2023 году — около 100 млн человек в день. Общий трафик медиагруппы составлял 300 млн уникальных посетителей в сутки.

В день мятежа Пригожина и ЧВК «Вагнер», 24 июня 2023 года, Роскомнадзор начал блокировать связанные с ним ресурсы. 30 июня стало известно, что Пригожин распустил медиахолдинг.

Интернет-издание «Бумага» смогло пообщаться с несколькими уже бывшими сотрудниками «фабрики троллей».

Проверки на «детекторе лжи»

По информации издания, в 2019 году в холдинге была введена система проверки сотрудников на полиграфе. Новых сотрудников отводили в помещение, где с ними работали специалисты службы безопасности и задавали вопросы о наркотиках и сотрудничестве с оппозиционерами, особенно с Навальным.

Иногда, как вспоминают сотрудники, случались и повторные проверки на полиграфе для тех, кто работал более двух лет.

Кроме полиграфа, по словам бывших сотрудников «Патриота», были и другие проверки. За людьми старались наблюдать: «следили по электронным пропускам, по камерам, а все записи с экранов компьютеров транслировались в службу безопасности».

С началом войны в Украине служба безопасности холдинга больше стала обращать внимание не на связи с оппозицией, а на наличие у сотрудников родственников из Украины.

Кто был сотрудником

В конце 2019 года издания холдинга переехали на Приморский проспект в отдельный комплекс. В нем для каждого медиа выделили этаж. Маленькие редакции сидели вместе.

По словам сотрудников, сама работа в офисе была похожа на закрытое военное предприятие. Нередко работали операторы с военным прошлым или «опытом Донбасса».

В то же время, по словам некоторых собеседников, большинство людей в холдинге были «безыдейными» и «политически незаинтересованным контингентом». Среди сотрудников были и те, кто поддерживал оппозицию или выступал против войны в Украине.

По словам бывших сотрудников, «люди просто печатали текст. Это не особенность «Патриота», такое есть массово в других медиа». Среди них не было «ярых путинистов». В основном это были «люди, которые хотели получать стабильные деньги, с которых можно не платить налоги, так как их выдают наличными».

Как рассказал изданию один анонимный источник, однажды один сотрудник смог взломать системы и уничтожить базу данных. Затем он бежал в Польшу. А среди редакторов телеграм-каналов оказалось двое сотрудников, которые параллельно вели украинские каналы.

Как создавались новости

Как отмечают бывшие сотрудники, когда холдинг «Патриот» только открылся, в нем существовал специальный отдел, который располагался на отдельном этаже, куда был ограничен доступ. Отдел занимался заказными материалами об оппозиции и после отправлял тексты во всю сеть холдинга.

В подконтрольных Пригожину медиа «были блоки» на политологов, критикующих ЧВК. На Игоря Стрелкова, с которым в последнее время конфликтовал глава ЧВК «Вагнер». Кроме того, запрещалось упоминать о тезке по фамилии Евгения Пригожина — продюсере Иосифе Пригожине.

Журналистов инструктировали, как готовить репортажи с Донбасса. Как рассказал изданию бывший сотрудник «Федерального агентства новостей», большая часть людей, представленных в таких сюжетах «жертвами» украинских Вооруженных сил, были подставными, которых специально для этого нанимали. Эти персонажи повторяли заранее заученные реплики. С ними также переговаривался оператор за кадром, инструктировал их говорить «медленнее» или «вот этот момент еще раз произнести».

Собеседники издания отмечают, что отдельной задачей «фабрики троллей» было придумывание тем для критики губернатора Петербурга Александра Беглова, с которым у Пригожина с начала 2021 года началось активное противостояние.

Один из бывших сотрудников вспоминает, что иногда планы, «которые ни ты, ни я бы не придумали», по дискредитации губернатора составлял сам Пригожин. У него, по словам источника, была «большая фантазия, очень остроумная».

С началом войны в Украине к критике губернатора за плохую работу коммунальных служб добавились регулярно создававшиеся петиции за его отставку. Также стали распространяться требования судить Беглова за «госизмену».

Сюжеты о Беглове и новости с фронта стремились разбавлять новостями шоу-бизнеса, обзорами фильмов, международными новостями, среди которых были и материалы холдинга Russia Today.

Какие задачи выполняла «фабрика троллей»

Как отмечают источники «Бумаги», задачей медиа, входивших в холдинг, было создание информационного шума, который генерировался вместе с реализацией интересов Пригожина, чтобы «забивать повестку дня».

По словам бывшего журналиста «Федерального агентства новостей», пока одни «отвлекали людей проблемами других стран, всякими местными знаменитостями и обзорами тупых фильмов, другие, на передовой, промывали людям мозги материалами из «зоны СВО».

В холдинге также работали боты. В их задачу входило создание комментариев с поддержкой Пригожина и ЧВК «Вагнер», а также с критикой его оппонентов. Таких людей было около 30—50 человек.

Как писала «Новая газета. Европа», после уведомления о закрытии холдинга сотрудников уволили без выходного пособия, только выплатив зарплату за июнь и дни простоя. Большинство людей были оформлены не по трудовой книжке.

Читайте также:

Российские телеграм-каналы опубликовали фотографии образов, которые Пригожин якобы использовал для работы за пределами России

После мятежа «вагнеровцев» от международного авторитета Путина осталась пыль — Le Monde

Клас
6
Панылы сорам
5
Ха-ха
14
Ого
7
Сумна
3
Абуральна
36

Хочешь поделиться важной информацией анонимно и конфиденциально?